ЧТО такое ВПР?
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – форма оценки качества образования. С их помощью диагностируют, каких предметных, метапредметных результатов достигли ученики, как сформированы универсальные учебные действия.
ВПР проводят для того, чтобы:
- развивать единое образовательное пространство в России;
- мониторить применение ФГОС;
- формировать единые ориентиры в оценке результатов обучения и образовательных достижений обучающихся.
ВПР можно сравнить с контрольными работами, которые традиционно проводили образовательные организации. Отличия:
1) задания и критерии оценки едины для всей страны;
2) проводят в один день по всей стране.
Задания для ВПР соответствуют ФГОС, учитывают национально-культурную и языковую специфику и соответствуют отечественным традициям преподавания.
Задания разрабатывает ФБГНУ «Федеральный институт педагогических измерений».
Когда проводят
Сроки проведения ВПР определяет Минобрнауки России. Они различаются в зависимости от класса и учебного предмета.
На 2017 год Минобрнауки России определил сроки приказом от 27 января 2017 г. № 69.
Класс | Учебный предмет | Сроки проведения |
2 класс | Русский язык | 12 октября |
4 класс | Русский язык | 18, 20 апреля |
Математика | 25 апреля | |
Окружающий мир | 27 апреля | |
5 класс | Русский язык | 18 апреля |
Математика | 20 апреля | |
История | 25 апреля | |
Биология | 27 апреля | |
Русский язык | 26 октября | |
10 (11) класс (образовательная организация выбирает, в каком классе проводить, в зависимости от учебного плана) | География | 19 апреля |
11 класс | Физика | 25 апреля |
Химия | 27 апреля | |
Биология | 11 мая | |
История | 18 мая |
Кто и как проводит
Организует ВПР Рособрнадзор (п. 1 приказа Минобрнауки России от 27 января 2017 г. № 69).
Инструкции и рекомендации по проведению ВПР размещают на информационном портале ВПР. Там же находится личный кабинет координаторов и образовательных организаций.
Общий порядок проведения ВПР включает четыре этапа:
1) орган управления образованием субъекта РФ определяет ответственного за проведение ВПР в субъекте РФ – регионального координатора;
2) образовательная организация авторизуется на портале ВПР. Если она уже зарегистрировалась ранее в системе, то использует для входа полученные ранее реквизиты доступа;
3) образовательная организация проводит ВПР и заполняет форму с результатами в личном кабинете на портале ВПР;
4) ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) анализирует результаты и публикует их на информационном портале ВПР.
Рособрнадзор уточняет, что ВПР не влекут за собой дополнительной нагрузки, так как они будут заменять традиционные контрольные работы в образовательной организации (письмо от 13 декабря 2016 г. № 05-714).
Как подготовиться
Чтобы провести ВПР в образовательной организации:
1) утвердите порядок их проведения – издайте приказ;
2) проведите итоговое повторение в каждом классе в рамках образовательного процесса;
3) проведите собрания с педагогическими работниками, родителями и обучающимися и разъясните, что важно получить объективные результаты ВПР.
Рособрнадзор не рекомендует:
- специально готовить («натаскивать») обучающихся к выполнению работы;
- решать посредством ВПР административные или учебные задачи помимо диагностических;
- оставлять без контроля процедуру проведения ВПР.
Как использовать результаты
Рособрнадзор отметил, что директоров школ и учителей не накажут за низкие результаты ВПР. Проверочные работы проводят, чтобы:
- оценить работу образовательной организации;
- выявить пробелы в знании обучающихся;
- помочь учителям и родителям организовать работу с каждым обучающимся.
По результатам ВПР школы увидят реальные знания детей. Проанализируйте их, это поможет руководителю и педагогическому коллективу принять решение, как лучше выстроить работу с обучающимися в новом учебном году. Кроме того, ВПР позволяют сопоставить результаты своей образовательной организации с результатами региона и России.
Анализ итогов ВПР, который проводит Рособрнадзор, помогает органам управления образования определить образовательные организации, которым нужна методическая поддержка, и выявить регионы, где нужно повысить качество образования.
Результаты ВПР не влияют:
- на получение аттестата;
- перевод в следующий класс.
Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся (письмо Рособрнадзора от 2 февраля 2017 г. № 05-41).
По итогам ВПР заместитель руководителя образовательной организации анализирует результаты работ и причины затруднений у обучающихся:
1) проверяет, соответствуют ли образовательная программа и учебные кабинеты требованиям ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования. Кабинеты должны быть оснащены необходимым оборудованием, в том числе лабораторным;
2) определяет график внутришкольного контроля на учебный год, утверждает систему взаимопосещений педагогов, привлекает к диагностической работе педагога-психолога;
3) проводит педагогический совет по теме «Как улучшить качество образования обучающихся по результатам ВПР». На педсовете рассматривают вопросы:
- какие результаты показали обучающиеся на ВПР: анализ достижения высоких результатов и определение причин низких результатов;
- какие основные блоки примерной основной общеобразовательной программы обучающиеся освоили недостаточно;
- какие мероприятия помогут повысить качество подготовки обучающихся к ВПР (например, повышение квалификации педагогов, изменение форм и методов работы с обучающимися).
Учитель, когда разрабатывает рабочие программы по предмету:
- включает задания, чтобы развить вариативность мышления обучающихся и способности применять знания в новой ситуации, создавать и преобразовывать модели и схемы для экспериментальных задач;
- организовывает коллективную проектную деятельность;
- включает учебно-практические задания, которые диагностируют степень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся.